92.0538  98.6447

Накануне Дня космонавтики уральские космонавты рассказал, как там, в космосе

15 апр 2024

Ровно 63 года назад Юрий Гагарин сказал легендарное «Поехали», и человечество стало ближе к звездам. С тех пор в космосе побывали около 600 астронавтов из России и других стран мира. Среди них есть и уральцы, наши земляки - Сергей Прокопьев, Андрей Федяев и Дмитрий Петелин. Вернулись на Землю они в сентябре прошлого года, после этого проходили реабилитацию. А накануне Дня космонавтики полным составом уральский экипаж приехал на родину, и рассказал, как там, в космосе.

Человека всегда манило небо. Загадочные, бескрайние космические просторы. Сейчас, чтобы оторваться от Земли, не обязательно садиться в ракету, можно просто в музей прийти. Вот космический островок на Урале. Планетарий в Верхней Пышме. Открыли его два года назад. И каждый предмет здесь - подлинный. Вот кусочек метеорита - прямо из Вселенной. В 1922 он упал в Волгоградской области. Нашли его лишь спустя 68 лет. Руководитель метеоритной экспедиции УрФУ фрагмент этой находки передал в Планетарий. А это что за тюбики? Настоящая космическая еда.

«С 80-х стала сублимированная пища. А кто-то знает, что такое сублимированная пища? – Высушенная. – Это без воды. Сухая. Наливается вода определенной температуры, ждут, пища разбухает. Она не жидкая становится, она разбухает. Разрезают ножом и едят ложкой. Космонавты даже едят конфетки, печененки и всё-всё-всё. Кружек на станции нет. Они пьют из пакетиков. Консервы у них тоже есть, более желеобразные».

Космический скафандр тоже настоящий. В 2018 в нем свой первый полет в космос совершил Сергей Прокопьев. Наш земляк, уралец, родился в Екатеринбурге. Вот он. Вместе с еще двумя космонавтами-испытателями. Знакомьтесь, Андрей Федяев, Дмитрий Петелин. Уральский экипаж. Андрей родился в Серове. Дмитрий учился в Челябинске. На землю все трое вернулись в сентябре прошлого года.

Валентин Прокопьев, генеральный директор Научно-просветительского центра «Планетарий»:

«Они сразу втроем – это впервые получилось. И думаю, что это потом будет очень сложно сделать когда-либо, потому что потом они будут назначены в экипажи новые. Совместно собрать их будет большая редкость. Очень приятно принимать их у нас на родине, тем более они все уральцы».

В Планетарии уральский экипаж встречается с теми, кто также влюблен в космос, есть и тагильчане - работники «Уралкриомаша», самого космического предприятия нашего города, и ученики 86 гимназии - у них целый музей космонавтики. В зале и те, кто встречал наших земляков с орбиты. 27 сентября приземлились Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин, на космической станции они провели 370 суток 21 час 22 минуты - это самый длительный полет по программе МКС.

Сергей Прокопьев, космонавт-испытатель:

«Нас достаточно сильно отнесло от расчетной точки. Ветер был достаточно сильный в этот момент. И если сравнивать мою посадку первую и вторую, немножко в этот раз жестче произошла посадка. Мы не сели вертикально, как это было в первом полете, нас еще и перевернуло. И немного протащило. Удар был двойной такой».

Андрей Федяев вернулся на Землю чуть раньше - 4 сентября, потому что экспедиция другая. Летал он на американском корабле.

«Удобно в скафандре?».

Андрей Федяев, космонавт-испытатель:

«Я, так как летал на американском космическом корабле, соответственно и скафандр у меня тоже был американский. Он сделан на тех же принципах, что и российский скафандр, законы физики нам не обмануть. Но он выглядит по-другому. В принципе в нем удобнее стоять. Наши скафандры «Сокол», в которых космонавты летают, они предназначены для такой позы, в которой космонавт находится в корабле».

Сергей Прокопьев, космонавт-испытатель:

«Он регулируемый, можно немного измениться в антропометрии в течение полета. Всё-таки от полугода до года наш полет может длиться. И за это время можно либо набрать вес, либо уменьшить. И по росту мы меняемся примерно на три см в течение длительного космического полета. Именно в этом плане наш скафандр будет лучше. А так да, красивый американский скафандр. Андрей выглядел, как штурмовик из «Звездных войн»».

В космос летят, прежде всего, работать. И живут там по строгому графику. Рассказывают - день начинается примерно в 7:30 с совещания с центром управления полетами, потом работа - исследования, эксперименты, занятия физкультурой - обязательно, обед и снова за работу. Так до 7 вечера. Снова совещание, подведение итогов. И можно отдыхать. «А как находите контакт с иностранными коллегами?» - спрашивают из зала. Дмитрий Петелин рассказывает, языкового барьера нет - все российские космонавты знают английский, это обязательное требование, иностранные астронавты учат русский.

Дмитрий Петелин, космонавт-испытатель:

«Общаемся мы на станции в таком смешанном стиле, больше, наверное, упор на английский язык. Замечательно, что хотя бы в космосе есть такое место, где различные страны мира с различными политическими взглядами, с различными социальными, культурными аспектами могут вместе уживаться, дружить и работать вполне себе замечательно на благо всего человечества».

А как быть, если заболел в космосе? Там же ни врачей, ни больниц. И болеют ли в космосе вообще?

Андрей Федяев, космонавт-испытатель:

«Перед стартом все космонавты, астронавты проходят контроль медицинский. У нас это раз в три месяца происходит у российских космонавтов. Двухнедельный выдерживается карантин в обязательном порядке. Все возможные усилия прилагаются для того, чтобы не завезти никакие вирусы на станцию. Что происходит на станции – различного рода травмы – царапины, ссадины, ушибы. Еще также могут быть простудные заболевания, ты элементарно у вентилятора долго находился, холодный воздух и ты простыл».

Дмитрий Петелин, космонавт-испытатель:

«Интересная история - наш коллега с нами летал, американский астронавт в «Союзе». И у него случилась проблема – пломба выпала. Два раза его американский коллега ему пытался восстановить, и она все равно слетала, пока он сам себе – а он врач по образованию - он сам себе с третьего раза поставил пломбу, которая продержалась до конца полета».

Во время полета Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин шесть раз выходили в открытый космос. А если трос оторвется, не страшно ли?

Дамир Юсупов, пилот гражданской авиации, Герой Российской Федерации:

«Я понимаю, что там защита есть, определенные троса резервные. Не страшно ли оказаться не прикрепленным и улететь в никуда?».

Сергей Прокопьев, космонавт-испытатель:

«Сидят специальные инструктора, которые имеют визуальный контакт, видят, как мы работаем. И если какой-то из карабинов двух фалов расстегнется непреднамеренно, нам об этом сразу же скажут. Если человек отойдет от станции, ему помочь уже не представляется возможным. Скорее всего он станет искусственным спутником Земли».

У космонавтов уже закончилась реабилитация, вскоре они ожидают назначения в новые экипажи. И надеются, что вновь станут ближе к звездам, вновь увидят Землю со стороны. А в память о прошлом полете - подарки для Планетария. Этот тормозной парашют останавливал капсулу, в которой домой возвращались Прокопьев и Петелин.

Сергей Прокопьев, космонавт-испытатель:

«На высоте 10 км первое, что происходит, - раскрытие тормозного парашюта. Наша капсула стабилизируется, прекращаются все вращения. И скорость постепенно замедляется. Но это происходит именно за счет того, что вот этот парашют имеет свойство чуть-чуть рваться. Таким образом, у нас происходит плавное торможение».

Андрей Федяев, космонавт-испытатель:

«Когда корабль вошел в плотные слои атмосферы, он гасит скорость с 8 км до 200 метров в секунду».

Планетарию подарили еще перчатки, которые надевают при выходе в открытый космос. И стабилизатор ракеты - его подобрали в Казахстане. Так, еще несколько пусков и целый космический корабль соберут.

Елизавета Булатова, ученица 9 класса гимназии №86:

«Захотелось больше узнать тайны космоса, какое может быть будущее у космоса, сможет ли человек просто, как на самолете, долететь до какой-нибудь планеты и жить там, развиваться».

Кажется, после этой встречи больше детей захотели стать космонавтами. Так уральский экипаж, глядишь, и пополнится.

Заказать обратный звонок