91.6330  98.8486

Традиционные мотивы тагильской росписи в одной цветовой гамме

14 янв 2022

Светлана Контур. Художница, для которой «тагильский розан» больше чем изображение масляными красками, и из под чьей кисти уральская роспись появляется не только на традиционных подносах.

Космические подносы. А за монохроматическими розами будто спрятан огромный квазар. Как иначе объяснить это таинственное холодное свечение в центре композиции? Художнице Светлане Контур многие так и говорят: «Света, твои подносы светятся» и удивляются как от обычной палитры масляных красок можно было добиться таких неоновых оттенков. Традиционные мотивы тагильской росписи в одной цветовой гамме - визитная карточка художницы Контур. 

Светлана Контур, художник, Член союза художников России:

«В том году мы отмечали 275 лет Тагильской росписи и до сих пор мастера что-то выдумывают и придумывают. До сих пор фантазия нескончаемая».

И еще один интересный прием делает эти монохромные подносы более космическими - по краям композиции черная дымка не от кистей художницы. 

Светлана Контур, художник, Член союза художников России:

« - В Тагильской росписи есть много фишек. Для нас это прием, прием очень интересный, который называется «копчение». Это просто можно работать с фоном. Как он делается - просто берется полоска бересты и пока масло еще сырое, коптится, с маслом высыхает, и получаются вот такие фантастические фоны. - В смысле прям поджигается? – Да».

Этим пользовались тагильские мастера, зародившие народный промысел художественной лаковой росписи металлических подносов в середине 18 века. Тогда и сама роспись отличалась от той, которой учили Светлану мастера в 49-м училище, когда она там училась в начале 1990-х. Знаменитый тагильский розан писали, конечно, в маховой технике, но элементов было меньше. Вообще год от года, от мастера к мастеру промысел меняется, но традиции художники все-таки хранят.   

Светлана Контур, художник, Член союза художников России:

«В 90-е стали придумывать вот такие розы, которые сложные и разные веточки. Я люблю в подносах рисовать шиповник. Люблю придумывать разные привязки. Но я люблю придумывать вот такие, нестандартные, новые веточки. Мне кажется, это что-то интересное. И разные мелкие элементы, стрекозки, бабочки. Это тоже оживляет композицию. В Тагильской росписи изначально было три направления: маховая роспись, двойной мазок - это цветы и ягоды; многослойная живопись, где пишут пейзажи, копии картин и еще одно направление - это трафаретная роспись. Вот, например, такие трафареты вырезаются. Вот эти у меня уже были использованы, так они выглядят. Раньше их вырезали из вот такой пленки. Вот так накладывается, потом темпуется, чтобы было тонко лучше пальчиком темповать. То есть не только кистями работаем, но еще и руками. Трафарет потом убирается, и начинается прорисовка. Вот эти тонкие линии - это уже прорисовка».

Светлана Контур уже более 30 лет сосредоточена на маховой росписи и из под ее кисти выходят цветы, ягоды, зелень. Но в последнее время они появляются не только на подносах. Шкатулки, игрушки, свистульки тоже со знаменитой тагильской росписью. И это не только способ заработка на ярмарках, но и хорошая возможность «напомнить» о знаменитой уральской росписи. 

Светлана Контур, художник, Член союза художников России:

«Сувенир еще для того, чтобы сохранить нашу Тагильскую роспись, только сохранение в современном мире. То есть что-то новое, новые формы. Подносами, особенно в Тагиле насытились, все уже знают, а вот какие-то новые элементы: шкатулки, свистульки, народу нравится. Спрашивают, что это, как это сделано. Я рассказываю, что это Тагильская роспись. Многие удивляются, что у нас такая есть, многие говорят, а что она еще жива? Говорю, что жива. Это не совсем современно, но мне хочется, чтобы поднос был не только для кухни, а хочется чтобы он какое-то место имел и в дизайнерском интерьере».

Хотя в профессиональной среде все-таки ценны подносы - на счету Светланы три персональных и несколько десятков коллективных выставок от международных до городских и столько же призовых мест в конкурсах. В шкафах лежат стопки каталогов, на рабочем месте дипломы. Светлана смеется, тяга к рисованию появилась в детском саду, но что это достигнет таких масштабов и не могла предположить. И тут же вспоминает историю как вообще в первый раз взяла в руки масляные краски.  

Светлана Контур, художник, Член союза художников России:

«Мне кто-то отдал масляные краски, такие какие-то старые тюбики. Дома я нашла старую кисточку, какая-то синтетика осталась какая-то для строительства, засохшая. Так как в 90-е какой-то был коллапс продуктовый, и масла мне было жалко, пачка сливочного масла была, и так мне ее жалко было, и я взяла пачку маргарина в нее кисточку и что-то ведь нарисовала! Мне никто не подсказал, что краски надо разводить растительным маслом, но такое рвение было, что-то новое узнавать и познавать!»

И продолжает Светлана рассказывать о тагильской росписи с таким же рвением, еще с большим пишет подносы. Одна из мечт на ближайшее время - устроить личную концептуальную выставку. Где будут представлены и монохромные космические подносы. 
Заказать обратный звонок
Задать вопрос