Миры Стругацких оживили в музее имени Бондина. Там открылась выставка, посвященная 100-летию старшего из братьев-фантастов. С помощью предметов нашего мира из музейных коллекций авторы выставки погружают посетителей в реальность иных миров.
Никита Попов, автор выставки, заведующий мемориального и литературного музея им. А. П. Бондина:
«Это предметы, связанные с Гвардией Отцов. Черный билет, бинокль, наручники. Достаточно символично, особенно если мы с вами знакомы с сюжетом».
Тот, кто знаком с сюжетом, уже слышит топот гвардии Неизвестных Отцов, ощущает привкус ржавчины и духоту джунглей на Голубой Змее. А всего-то - бытовые предметы. Но сойдясь вместе, они мгновенно погружают нас в мир планеты Саракш. Той самой, на которую занесло землянина по имени Максим, в романе Стругацких «Обитаемый остров».
Никита Попов, автор выставки, заведующий мемориального и литературного музея им. А. П. Бондина:
«У нас здесь находится советская радиостанция 1960-х годов. Почему она здесь располагается? Дело в том, что тема радиоизлучения и вообще влияния на людей с помощью радиоволн, особенно актуальна для произведения «Обитаемый остров». Напомним контекст, что в тоталитарном государстве, стране отцов, то есть люди, проживающие там, подвергаются радиовоздействию. Это ранняя радиотарелка, это 30-е, 40-е годы 20 века».
Эта выставка посвящена творчеству братьев Стругацких. К 100-летию старшего из них, Аркадия, в литературном музее имени Бондина решили воссоздать их фантастические миры с помощью предметов нашего мира. Знаменитых «мутантов-голованов» в коллекциях музея-заповедника не нашлось, зато отыскался вот такой вот Массаракш. Змеиный хвост, недоразвитые перепончатые крылья - тварюшка словно и вправду вылезла из развалин фонящих радиацией. Музейщики называют его «космический шон».
Татьяна Мартыненко, заведующая Музея природы и охраны окружающей среды:
«Этот вот предмет музейный был специально создан для одной из выставок музея-заповедника. Выставка проходила в экологическом классе Музея природы, и этот предмет использовали как иллюстрацию несуществующих животных и возможных генетических мутаций».
По соседству с «Обитаемым островом» - серая реальность «арканарского» средневековья из «Трудно быть богом». Клинок, пожалуй, тонковат для благородного дона. А вот кружки, наверное, подходят, чтобы отведать «холодного ируканского». И точно таким пером были написаны великим Цурэном строки «Как лист увядший падает на душу». А в центре экспозиции, которая называется «Счастье всем, даром» - золотой шар, исполнитель желаний из «Пикника на обочине».
Никита Попов, автор выставки, заведующий мемориального и литературного музея им. А. П. Бондина:
«Это первое произведение Стругацких, с которым я познакомился ещё в детстве. Оно глобально повлияло на культуру, само слово «сталкер» фактически было выдумано Стругацкими. Сегодня оно имеет огромное распространение и в поп-культуре, и в художественной литературе, и в книгах, и в играх, и в кинематографе».
Несмотря на открытый финал «Пикника на обочине», авторы выставки хотят верить, что главный герой, загадав желание, получил то, что ему было нужно. В этом и задача выставки - ценители Стругацких получат повод задуматься, вспомнят прочитанное. А те, кто не читал - захотят прочесть. Василиса Вейнгардт, например, одна из художников-оформителей, заинтересовалась творчеством братьев, пока работала над «Золотым шаром».
Василиса Вейнгардт, художник-оформитель:
«Да, теперь мне стало интересно. Работая над этой выставкой, я настолько заинтересовалась, я даже полностью прочитала биографию двух братьев, и даже полезла рыться и искать, что у них, кто были их жены, что случилось с их детьми, и какая вообще была судьба у этих людей».
Первыми посетителями выставки стали коллеги-музейщики.
Наталья Копунова, научный сотрудник отдела фондов Музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:
«Стругацкие очень много надежд строили на прекрасное будущее, но, мне кажется, мы сейчас не соответствуем их творческой мысли и прорывного такого прогресса, какой сейчас есть».
Алена Ерахтина, специалист по соцмедиа Музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:
«О Стругацких я знала не так много, до того, как стала работать в музее-заповеднике. Ну, просто когда начала знакомиться с выставкой, с вот этой готовящейся, поняла, что стоит, наверное, мне прочитать их».
Используя содержимое музейных коллекций, авторы выставки смогли показать и чудеса из повести «Понедельник начинается в субботу». Вот волшебный диван - ретранслятор, в НИИЧАВО если помните, прибор числился как «диван мягкий, полуторный, инвентарный номер 1123», конструктор Лев Бен Бецалель. За ним и прочим волшебным оборудованием следит Наина Киевна Горыныч. Представлены также «артефакты» из таинственного отеля «У погибшего альпиниста». Никто из ценителей творчества Стругацких «не уйдет обиженным». Выставка будет работать до ноября.