Поисковый отряд «Соболь» вернулся из Смоленской области. С Вахты памяти привезли находки времен Великой Отечественной, они пополнят коллекцию музея. Но главное - подняли останки тех, кто числился без вести пропавшими.
Десятки лет это всё лежало под землей, а теперь будет храниться в музее поискового отряда «Соболь». Тагильчане только вернулись с Вахты памяти, работали в Смоленской области. И вот, какие находки привезли.
Владимир Кутняшенко, участник поисковой экспедиции Нижнетагильского поискового отряда «Соболь»:
«Нашему отряду удалось найти мундштук курительный. Трофейную вилку-ложку, то есть это были уже сентябрь 43-го года, наши бойцы уже шли в наступление, ну и у Красной Армии было очень тяжело со снабжением. Такие времена были. И не редкость было то, что как раз-таки советские солдаты и бойцы, они брали трофеи, то есть, чтобы было легче проходить эти тягостные времена».
Еще подняли гильзы от патронов, поржавевшие ножи, остатки одежды. Теперь это нужно отчистить и восстановить. Но главное - в экспедиции удалось поднять останки солдат и офицеров Красной армии. Поисковики проводили раскопки на местах, где в годы Великой Отечественной шли бои. Заново откапывали траншеи, обследовали стрелковые ячейки. Находили их по картам 43-го года.
Наталья Чуешкова, заместитель руководителя Нижнетагильского поискового отряда «Соболь»:
«Первые пять, в подъеме которых наши ребята принимали участие, были найдены в районе урочища Плющево, на краю деревни. Они были найдены в стрелковой ячейке, их было пятеро. Остальные были найдены в неучтенном воинском захоронении 91-й стрелковой дивизии».
О неучтенном захоронении узнали от местной жительницы: во время оккупации Смоленской области она - ребенок - помогала по ночам стаскивать погибших солдат в это место. Жители ближайшей деревни и ученики местной школы ухаживали за этим захоронением, но сейчас деревня опустела, а место оказалось заброшенным. Поэтому и было принято решение эксгумировать бойцов.
Наталья Чуешкова, заместитель руководителя Нижнетагильского поискового отряда «Соболь»:
«Были найдены семь медальонов, три из них были прочитаны сразу, четыре отправлены в лабораторию солдатских медальонов и на сегодняшний день ведется работа по их прочтению. Будем надеяться, что она закончится удачно и будет возможность найти родственников этих солдат».
Один из тех, кого удалось опознать - уроженец Свердловской области, села Быньги. К сожалению, отправить его на Родину не получится - нет возможности разделить останки солдат. Поэтому всех, кого подняли поисковики, перезахоронили в братской могиле на поле Памяти в посёлке Озёрный. Это 55 солдат и офицеров. Всего в Смоленской области работали поисковики из 13 регионов России и отряды из Белоруссии. Из Тагила на Вахту памяти ездили 12 «соболей». Самому младшему - всего пять. Семён Маляренко был с родителями и старшим братом, и наравне с взрослыми участвовал в раскопках.
Анна Маляренко, участница поисковой экспедиции Наталья Чуешкова, заместитель руководителя Нижнетагильского поискового отряда «Соболь»:
«Думала, будет что-то тяжёлое, потому что в первый раз поехала с пятилетним ребёнком, но он выдержал стойко. На раскоп ходил тоже, очень выносливо проходил, несмотря на то, что трава была выше девчонок, а Семёна, понятно, там вообще было в траве не видно. Но шел стойко, никуда не сворачивал, не говорил, что когда мы уже придём и дойдём, и когда мы пойдём уже обратно. Даже спать умудрялись там положить его, рядом с раскопом».
Семён Маляренко, участник поисковой экспедиции Нижнетагильского поискового отряда «Соболь»:
«Ещё у меня крапива ужалила, в болоте сапоги тонули».
Теперь все испытания позади, поисковики вернулись домой, и уже строят планы на будущее. В следующем году планируют поехать на Вахту памяти снова в Смоленскую область, но не летом, а весной, чтобы поискам не мешала высокая трава.