Живут в фотографиях, письмах и личных вещах. Музей памяти тагильчан, погибших в локальных войнах планеты отмечает в это году свое 25-летие. Он был создан по инициативе ветеранов-афганцев, чтобы сохранить память о тех, кто выполнял воинский и служебный долг в локальных конфликтах.
Октябрьское утро 1999 года. Торжественно и со скорбью открыт новый памятник - «Брод в неизвестность». Монумент задумывался, как память о 37 тагильчанах погибших в Афганистане. Но пока идея воплощалась - случились конфликты в Нагорном Карабахе, в Северной Осетии... К моменту установки почти пятиметрового монумента на пилонах разместили уже более 40 фамилий.
Анатолий Неверов, скульптор, автор мемориала «Брод в неизвестность»:
«Вдруг прибегают и говорят, еще одна фамилия... Шарафутдинов. Вот последней ее отливали. Проходит какое-то время. Не могу сказать точно, сколько… Мне говорят - Анатолий Глебович, надо продолжить архитектуру, пилоны под другие фамилии».
Мемориал «Брод в неизвестность» на год старше Музея памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты, который в этом году отмечает свой 25-летний юбилей. Одни из первых его экспонатов - это варианты монумента. Вот первоначальный эскиз предложенный Анатолием Неверовым. Скульптура не удовлетворила афганцев и он изменил фигуру бойца, она стала более четкой, более рубленой, такой как мы ее знаем теперь. А этот вариант подарил музею Виктор Бабенко, депутат Заксобрания, а в начале 2000-х - руководитель Нижнетагильского отделения Союза ветеранов Афганистана. Первым директором музея стала Вера Михайловна Яшина. В современной экспозиции ей посвящена отдельная витрина.
Людмила Соколовская, смотритель Музея памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты:
«До 2013 года она руководила этим музеем, она всю душу отдавала. Она говорила, что это моё детище, я его вырастила. И очень трудно, конечно, когда она заболела, ей было очень трудно расставаться со всем этим».
Фонды музея сегодня насчитывают 10 тысяч единиц хранения, переданных ветеранами, родными, общественными организациями. Это личные вещи участников локальных конфликтов, их переписка, документы, форменная одежда, фотографии, макеты боевого оружия и боеприпасов. Интерактивные столы - новинка музея - с их помощью можно узнать биографии бойцов, прослушать их письма.
«Здравствуйте, мои дорогие родители и любимая сеструха. Вчера я получил сразу два письма. Первое от Ленки, а второе от мамы. Мы сейчас сидим в классе и ждем, когда приедет врач. И сделает нам всем прививки от желтухи. У нас здесь в учебке двое ребят из второго взвода заболели желтухой. И вот сейчас принимают меры, чтобы больше никто не заболел».
Эдуард Макаров, директор Музея памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты:
«Мы попросили актёров театра и кино, это актёры театра «У Никитских ворот», актёры театра «Ленкома», чтобы они озвучили нам письма ребят, которые они писали родным, близким, матерям, женам. В частности, письмо Андрея Долженкова читает актёр театра и кино Антон Бельский».
Сами актеры признаются что это слишком тяжело, озвучивать такие приветы из прошлого. Пока из всего архива только 15 писем озвучено. А эта выставка называется «Эхо Чеченской войны». Этот бронежилет найден в Аргунском ущелье, где 90 десантников остановили, по разным данным от 1000 до полутора тысяч боевиков.
Эдуард Макаров, директор Музея памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты:
«Это бронежилет нашего погибшего бойца, который нам подарил депутат Нижнетагильской Государственной Думы Шерстобитов Андрей Сергеевич. Этот бронежилет он лично доставал из Аргунского ущелья, которое до сих пор еще заминировано и там и проводится разминирование».
Постоянно пополняется экспозиция посвященная специальной военной операции. Экспонаты приносят и бойцы и волонтеры.
Владимир Дунаев, научный сотрудник Музея памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты:
«Самый, наверное, интересный, самый такой вот антуражный, ужасы войны передают. Это бронежилет нашего российского морского пехотинца. Как видите, он весь посечен осколками. Рядом с ним, как сказали, кассетная бомба взорвалась. Но он выжил. Долго находился на излечении в госпитале. И удалось выкарабкаться. Или бронеплита. Одно из последних, то, что нам передали, тоже видимо что-то рядышком с ней рвануло такое тяжелое».
Каски и короб из-под пулеметной ленты от тяжелого американского пулемета, ящик для снарядов, разгонный блок американской ракеты «Хаймерс». В общем, яркие свидетели современности. В канун своего 25-летия музей готовит новые экспозиции. И здесь всегда рады новым посетителям.