Новый молодежный театр на неделю стал лабораторией современной драматургии «Неон». Три режиссёра из Санкт-Петербурга за несколько дней создали в Нижнем Тагиле три эскиза спектакля. Два мы вам уже показали. Сегодня третий, последний, как и обещали. «Одинокий плач белого дельфина» - история о педагоге, которая внезапно оказалась под следствием.
Лаборатория современной драматургии «neOne». Совместный проект Нового молодежного театра и Управления культуры Нижнего Тагила. Куратор лаборатории - критик, театровед Павел Руднев. Три эскиза спектаклей за одну неделю. Пьесы последних пяти лет. Эскиз №3. «Одинокий плач белого дельфина». Режиссёр - Елена Левина. Драматург - Олег Маслов.
«Вообще, да, компрометирует судебную систему. Насколько этот спектакль может существовать в нынешних реалиях? Когда ты смотришь, начинаешь думать, так а за это нас посадят, не посадят? Сама как бы история.. у меня захваты были постоянно.. Это называется режиссёрский разбор. Исходное событие мы ищем в материалах пьесы. Ну не было режиссёрского разбора. Хорошо».
Ни одна постановка Лаборатории современной драматургии «neOne» в Новом молодежном не вызвала настолько оживленной дискуссии, как «Одинокий плач белого дельфина». Пьесу Олега Маслова тагильчане увидели глазами режиссёра Лены Левиной. История о молодой преподавательнице, которая внезапно оказалась под следствием перекликается с «эффектом бабочки» и оборачивается сломанной судьбой главной героини.
Елена Левина, режиссёр-постановщик, г. Санкт-Петербург:
«Я для себя определила тему этой пьесы. Настоящая свобода может настать тогда, только тогда, когда ты научишься брать на себя ответственность, грубо говоря, начни с себя».
Начать с себя пришлось Анне Павловой - именно она играет ту самую учительницу, поступок которой заставляет задуматься - являются ли ее действия серьезным нарушением или же все-таки абсурдом сложившихся обстоятельств. Ведь девушка не просто вылетает с работы, за ее проступок, героине светит реальный уголовный срок.
«Воспринимайте друг друга, успевайте думать, наговор внутренний делать, все по схеме хорошо».
«Да у меня даже в мыслях не было, у меня даже в мыслях не было красть этот коньяк».
Анна Павлова, актриса Нового молодежного театра:
«Она всё время борется за то, что она не виновата, но вместе с режиссёром мы пришли к такому интересному выводу, что всё-таки на ней есть вина. И вина - это не за бутылку коньяка, которую она украла, а за то, как она не может признаться в этой вине всем остальным».
И не раскается учительница в содеянном даже когда пойдёт по этапу за более страшное преступление, которого на самом то деле и не совершала.
« -Тебе придется еще посидеть. - На каком основании? - Произошла смерть заключенного. Будем проводить расследование, а вдруг это ты ее убила?».
Наталия Мозжакова, директор Нового молодежного театра:
«30 режиссеров прислали свои экспликации, свои творческие характеристики. И очень сложно было выбрать. Мы, в принципе, принимали решение коллегиально, и здесь не только качество режиссера были важны, но и тот материал, который они выбрали. Мы постарались взять и выбрать максимально для себя сложное, с чем можно работать, и в то же время то, что, возможно, будет жить дальше в театре».
«Не знаю, насколько этот спектакль может существовать в нынешних реалиях и в будущем, но лично для меня, как для зрителя - он меня очень тронул, мне очень понравилось и мне бы хотелось, чтобы он существовал в вашем театре».
«Вечная библейская тема «Человек для закона - не закон для человека»».
«Есть люди, которые просто на это смотрят, как на театральный язык и мы это воспринимаем так, но вот это можно еще и воспринять это слишком резко и радикально».
«Если оставлять, то надо оставлять в том виде. И пусть зритель сам решает, насколько она виновна. Вот если эта загадка остается, возможно, и будет эта изюминка».
«Не знаю, насколько это будет пользоваться зрительской любовью, потому что тема такая ..депрессивная... но то, что Нижнему Тагилу она знакома - это, мне кажется, факт».
Павел Руднев, театральный критик, куратор Лаборатория современной драматургии «NEONE»:
«Я совершенно не увидел никакой дискредитации суда и так далее. Но что же вы хотите, чтобы суд был умолим? Если закон не слеп, если закон не жесток, то люди перестают его бояться и будет анархия в этом смысле. Мне кажется, что здесь как раз разговор про людей. Мне кажется, что вы немножко оказались в какой-то промежуточной форме между реализмом и попыткой как-то разукрасить эту всю историю, и не очень понятно, в какой момент это реалистическое произведение, в какой момент это правдоподобное, а в какой момент это памфлет и карикатура».
Лаборатория современной драматургии «neOne» завершилась вот такими итогами. «Забыть как страшный сон» «Одинокий плач белого дельфина» предложили 20% опрошенных. Такой же процент зрителей, считает, что Лене Лениной нужно эскиз «Доработать». Ну а 60% посчитали, что театр нуждается в такой постановке и её необходимо «Оставить в репертуаре».
Елена Левина, режиссёр-постановщик, г. Санкт-Петербург:
«Мы победители в номинации «Забыть, как страшный сон». Я этого добивалась, потому что лучше действительно такие вещи забывать, как страшные сны, и о них действительно не думать. Вот, ну это защитная реакции зрителя, возможно, а возможно, я не права, и действительно что-то не получилось».
Валерия Горбунова, заместитель директора по творческой деятельности Нового молодежного театра:
«Нам ценно зрительское мнение, мы, безусловно, прислушаемся, но, возможно, с кем-то из режиссеров мы просто сделаем какой-то совершенно другой спектакль, да. С кем-то, может быть, все-таки мы доработаем то, что у нас получилось. Нам, как театру, еще тоже предстоит отрефлексировать результаты лаборатории».