Завершается отбор заявок на шестой Симпозиум парковой скульптуры, который пройдёт в нашем городе этим летом. В этом году конкурс посвящён 300-летию Демидовского завода, а за основную тему композиций взята «металлургия». Новые изваяния, как сообщает пресс-служба администрации города, займут своё место в Парке культуры и отдыха металлургов.
В досоветскую историю Нижний Тагил обходился без городской скульптуры. Были монументальные сооружения на площадях - официальные мемориалы и памятники. Но парки и скверы в основном обходились без украшений. А вот уже в советское время начался настоящий скульптурный бум. Помимо эстетической, они несли вдобавок еще воспитательную идеологическую нагрузку.
Александра Шемякина, зав. отделом городской скульптуры Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«Нужно было объяснять не только политически, но и социально, и какие-то вещи, которые хочет советское государство. Мы хотим, чтобы мы жили в мире, мы, значит, пропагандируем мир. Мы хотим, чтобы у нас люди были спортивные. Пропагандируем культ красивого тела, спортсмены, да. Если мы говорим об идеологических каких-то моментах, мы показываем о том, что мы страна, победившая безграмотность».
Именно поэтому центром всей композиции стала учительница. Она - символ главного социального завоевания. Без образования человек никогда никем не станет. Над каждой скульптурой, что стоит сегодня в парке пришлось здорово поработать. Время, погода, среда, политические изменения и человеческий фактор сыграли свою роль. Бетон - материал доступный, недорогой, но уж очень восприимчивый.
Александра Шемякина, зав. отделом городской скульптуры Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«Бетонная скульптура в доступности к человеку, То есть с ней можно взаимодействовать не только по-доброму, но и по-злому. Они разбивались, уничтожались. Мало кто за ними следил. Шахтёров было три. И вот то, что сохранилось, нам передали. И его нам подарила шахта «Магнетитовая» нашего ВГОКа».
Горделивая вольготная поза, распахнутая рабочая куртка. Судя по всему парень не начинает работу, а закончил ее. Смена позади, план разумеется перевыполнен.
Александра Шемякина, зав. отделом городской скульптуры Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«Условно, между собой говорим - со смены пришел, отдыхает. Здесь, по всей вероятности, у художника была задача показать не просто человека труда, а показать ещё и красивое тело, красивого парня, что, несомненно. И он, кстати сказать, перекликается в этом плане с работой Елены Челпановой «На целине». Там ведь тоже студент на целине, но вот он тоже обнажённый по пояс сидит на треке трактора. И тоже мы видим, с одной стороны, парень, молодой студент, трудяга... Целину поднимает, а с другой стороны - просто красивая вещь, красивая фигура, красивый парниша».
Пионеры, комсомольцы, рабочие и спортсмены и разумеется вожди заполонившие было городские парки и скверы постепенно начали приходить в упадок еще в 70-е-80-е годы прошлого века. Их устанавливали все меньше, в основном из запасов. Ближе к 90-м появилось новое понятие - фестивальная скульптура.
Александра Шемякина, зав. отделом городской скульптуры Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«Она наполнена иронией, юмором, какой-то, может быть, грустью. И это очень легко, как оказалось, сделать именно в фестивальной скульптуре. Поэтому с 2015 года при поддержке администрации города мы проводим фестивали городской и ландшафтной скульптуры. В этом году будет шестой».
Первая скульптура такого фестивального формата – «Ангел-скепсис» или «Городской ангел», как его еще называют, с 2009 года находится перед музеем изобразительных искусств. А десять лет назад на обновлявшейся городской набережной появились тагильские обыватели - солидный пузатый городовой, внушительный дворник и другие. Потом - каменные скульптуры украсили площадь возле цирка. А потом перед авторами поставили задачу не просто украсить пространство, а как-то промаркировать территории. Тогда-то на «Вшивой горке» появилась композиция из трех собак, что старательно вычесываются. Есть разные мнения, почему так она называется. Кто говорит из-за особой «вшивой травки», которая тут якобы росла. Есть версия, что рядом мыльни - прачечные находились. Но художник идею по-своему обработал.
Александра Шемякина, зав. отделом городской скульптуры Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«У нас из Невьянска скульптор Юрий Зайкин, он очень хорошо работает в анималистическом жанре. Такой, да я сейчас, он просто пошутил. Это была шутка. Вот эти вот чешущиеся собаки, на которых там блошки-вошки напали. Вот они тут катаются по травке и чешут там спинки, чешут за ухом. Вот они такие милые».
Собак, кстати горожане полюбили, они действительно поднимают настроение. Интересная история вышла и с мальчишкой газетчиком, что расположен неподалеку на площади. Художник Шура Шестаков из Березовского предлагал вариант - мужчина, который вешает вывеску на редакцию «Тагильского рабочего». Но комиссия выбрала вариант с мальчишкой.
Александра Шемякина, зав. отделом городской скульптуры Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«Мальчишки-газетчики, это действительно знак того времени, вот старого демидовского времени, когда вот они бегали, босы, распространяли эти газеты, но Шура взял еще газету такую, «Тагильский рабочий», вот так вот она, если верить нашим историкам и краеведам, таким образом она не распространялась. Это была рабочая газета, то есть это был такой рупор партии большевиков. И поэтому она как раз распространялась подпольно».
Эту историческую вольность мальчишке прощают, мимо него проходит «малахитовая линия». Так что им любуются и горожане и туристы. В этом году Тагил отмечает 300-летие старого Демидовского завода, и новый фестиваль скульптур будет посвящен металлургам и их огненной профессии.