26 ноября отмечается Международный день сапожника - профессиональный праздник мастеров, занимающихся изготовлением и ремонтом обуви.
В этом ларьке два на два метра Вячеслав чинит обувь. И свою жизнь. Чтобы не скользила. За неделю выручает по три тысячи, в среднем. Хотя бывает по-всякому: то 6 человек за день зайдет, то весь день просидишь - никого. Вот этот сапожок, например, принесли два дня назад.
« - Она скользит на них. - А из-за чего? - Потому что здесь подошва - пластмасса. Она на морозе застывает, становится как лыжи. На них вообще невозможно идти».
Вячеслав Шаров, сапожник:
«Сначала я у деда, смотрел, как он валенки подшивает, мне было 13 лет. Я помню, он сядет и начинает прошивать. То ему соседи принесут, бабули. Мне это интересно стало. Я вот сидел, я вот каждый день, вот он начинает что-то делать, я сразу же к нему. Сяду на диван с ним и смотрю, как это он все делает. В памяти это, конечно, откладывается. Вот я и решил этим заняться. Ну и не жалею, не жалею».
Сам он оступился на скользком пути в те же 13 лет - украл велосипед. После этого все пошло под откос. Садился за разбой, за грабежи. Выходил - сапожил. Потом снова садился. Встретил женщину, жили вместе. Однажды вернулся домой – а там другой мужчина. Ударил, не стерпел. А потом, говорит, каждый день молился, чтобы тот выжил. Тогда Вячеслав решил жить по-новому, удалил контакты всех друзей. Стежок за стежком выравнивал свою линию жизни. Чинил обувь на Гальянском рынке, на Лебяжке и здесь, на Учительской. Местные охотно несут ботинки и сапоги. Делает хорошо, ремесло свое знает.
«Ну, как сезон там начался, ну, принес. Зимние сапоги, подошва кожаная, в них скользко. Упаду - я не встану. И делал профилактику здесь такую конкретную».
Поэтому берется Вячеслав и за особо сложные заказы. Бывает, покупная обувь настолько плохо сделана, что ее приходится полностью распарывать на части, брать хорошую натуральную кожу и буквально заново собирать по новой выкройке.
Вячеслав Шаров, сапожник:
«Это все вклеивать, прошивать, на колодку натягивать, ехать за подошвой, подошву подбирать, на подошву садить. Они как магазинские получаются».
Сапожному делу Вячеслав не изменяет. Правда, сейчас это ремесло уходит в прошлое. Многие предпочитают покупать дешевую обувь, так сказать на один сезон. Ремонтировать такую не несут. Но в этом крошечном ларьке с надписью «Срочный ремонт обуви» пока заказы есть, чувствуется запах свежего клея, стук молоточка по колодке и есть надежда на новое начало.