80.3075  89.9679

Новый молодежный театр на неделю стал лабораторией современной драматургии

22 мая 2025

Новый молодежный театр на неделю стал лабораторией. Лабораторией современной драматургии «neOne», ее курирует театровед и критик, член экспертного совета «Золотой маски» Павел Руднев. Три режиссёра из Санкт-Петербурга за несколько дней создали в Нижнем Тагиле три спектакля. Точнее, три эскиза возможных будущих спектаклей. Какие из них оставить в репертуаре, а какие забыть, как страшный сон, выбирали зрители.

Лаборатория современной драматургии «neOne» совместный проект Нового молодежного театра  и Управления культуры Нижнего Тагила. Куратор лаборатории - критик, театровед Павел Руднев. Три эскиза спектаклей за одну неделю. Пьесы последних пяти лет. Эскиз №1. «Застенчивая». Режиссёр - Анна Вовчок. Драматург - Екатерина Исаченкова.

«Звёзды поднимаются выше

Свет уже не сводит с ума

Если ты меня не услышал

Значит, наступила зима».

Это не спектакль о буднях сурдопереводчика. Зрители плотно набились в малый зал Нового молодежного театра и оказались в квартире слабослышащей девочки. Она называет себя Застенчивой и становится проводником в мир глухого человека.

«И хочется ей добавить.. немножко, чтобы она была милая. Ей не хватает обаяния. Потому что мы должны в нее влюбиться, как персонажа, понимаешь? Мы должны захотеть дружить с этой девочкой».

Знакомство Застенчивой с тагильским зрителем произошло благодаря Анне Вовчок - молодому режиссёру из Санкт-Петербурга. В Нижний Тагил чуть больше недели назад она приехала на Лабораторию современной драматургии «neOne», чтобы за семь дней с нуля создать эскиз спектакля. Для постановки театру Аня предложила пьесу Екатерины Исаченковой «Жду ответа». На главную и единственную роль режиссёр выбрала актрису Валерию Рыкову.

Анна Вовчок, режиссёр-постановщик, г. Санкт-Петербург:

«По эскизу у меня вообще девочка кудрявая и рыжая, она не похожа на Леру совсем. Но как-то, видимо, так сложилось. И очень интересно, потому что Лера рассказала о том, что она учила язык жестов какое-то время назад».

Чтобы окунуться в беззвучную реальность, актриса ходила в берушах не только дома и на работе, а даже в общественных местах. Такой опыт позволил погрузиться в себя и почувствовать мир иначе.   

Валерия Рыкова, актриса Нового молодежного театра:

«У меня очень мало опыта, и это моноспектакль - это, ну, реально тяжело, плюс, ладно, если бы это был моноспектакль, где я говорила, у меня шла бы какая-то там своя мысль, от этого возникали какие-то действия, а тут просто записан голос будет, и трудно как-то подстроиться».

Голос, который слышат зрители - это внутренний голос Застенчивой, её мысли. Девочка делится своим бытом, историями о жестокости, с которой сталкиваются люди с ограничениями по здоровью. И делится тем, как те, кто не слышит мир, могут впервые физически почувствовать звук.

«Руки дяди стали мощнее бить по клавишам, как будто он пытался укротить непокорный инструмент. Эта сила передалась мне. Ногами, спиной, всем телом ощутила, как сквозь меня идут волны. Завибрировало все тело, как будто удар током».

«Тема действительно социально очень значимая. И, по крайней мере, как было в моём детстве, всегда на людей с ограниченными возможностями ты боишься посмотреть, чтобы не показать им, что ты это заметил, вот эту не такую каквсешность, и ты лишний раз не смотришь. И действительно, это от того, что многие не вдумываются с чем сталкиваются, с какими трудностями в жизни эти люди».

«Такая тонкая грань, как бы, не обидеть… понимаете, да, про что я говорю? Как бы, и вот эта смелость, за которую вы, как бы, берете этот материал, его делаете, и драматург написала, и Лерка с такими глазками вначале нас встречает, ну все, я уже поддалась, все, я уже, я уже сдаюсь, я уже доверяю. Но как вы на это пошли, я не представляю, потому что я знаю, что это тема, за которую театры не очень хотят браться».

Павел Руднев, театральный критик, куратор Лаборатории современной драматургии «NEONE»:

«Здесь вопрос, как это все трансформировать в театральный замысел. Как не сделать спектакль равный какому-то социальному проекту. Поначалу увлекает меня эта задача, в которой есть голос как бы в трансляции, который записан ранее, и есть актриса, которая взаимодействует с этим голосом. А что, если бы в окончательной форме спектакля были бы две актрисы, они бы взаимодействовали? Тут есть достоинства безусловные, но есть и сложности».

После обсуждения «Застенчивой» зрители решили судьбу спектакля голосованием. 5% предложили постановку Анны Вовчок «забыть, как страшный сон», 35% опрошенных хотели бы, чтобы эскиз «доработали и оставили в репертуаре», а за то, чтобы «Застенчивую» «просто оставить в репертуаре» проголосовали 60% зрителей. 
Заказать обратный звонок
Задать вопрос